Использование маркировок «R» и «TM» в логотипе
Многие из вас замечали наличие у некоторых логотипов небольшой буквы «R» в круге или аббревиатуры «TM». Не сложно догадаться, что «R» сокращение от слова «registered» (зарегистрировано), а «TM» —«trade mark» (товарная марка). Почему существует две маркировки и зачем они вообще нужны. Разбираемся.
«R» и «TM» с точки зрения права
Именно Российское законодательство расставляет всё по своим местам. «R» — это маркировка означающая зарегистрированный товарный знак (не обязательно логотип), который занесён в Росреестр и владельцу данного знака выдано охранное свидетельство. Такой товарный знак охраняется законом на территории России. За незаконное использование чужого зарегистрированного товарного знака предусмотрена административная и уголовная ответственность.
«ТМ» — не обладает никакой юридической ценностью в России. Эта аббревиатура лишь сообщает, что данное изображение (логотип) является товарной маркой и возможно находится в процессе регистрации как товарного знака, но охранное свидетельство на него еще не выдано.
Зачем размещать «R» или «TM» рядом с логотипом?
Для перестраховки. Размещая букву «R» в зарегистрированном товарном знаке, вы обращаете внимание на то, что данное изображение защищено законом и за его несогласованное использование третьими лицами предусмотрена ответственность. Если это произойдет, то суд однозначно трактует действия злоумышленника как намеренные, так как он видел предупредительную маркировку.
Знак «R» так же косвенно подтверждает качество продукта или надёжность компании. Если уж фирма заморочилась регистрацией товарного знака (данная процедура в России занимает около года и является платной), то это не фирма-однодневка, а её продукция, скорее всего, отвечает определенным стандартам качества.
«TM» добавляют в тех случаях, когда на товарный знак подана заявка на регистрацию, но процедура еще не завершена.
Незаконное использование «R»
А вот этого лучше не делать. Если вы разместите маркировку «R» рядом с логотипом, который не зарегистрирован как товарный знак на территории России, то можете нарваться на административную и уголовную ответственность (штраф и исправительные работы). Так что в данном случае используйте «TM», если уж очень хочется придать логотипу солидность.
Связанные статьи из моего блога
Как заказать логотип
Обычно, когда владелец малого бизнеса решает заказать разработку логотипа у дизайнера, то формулирует задачу примерно так: «Мне нужен красивый логотип, который должен выглядеть не хуже (а даже лучше) чем у конкурентов. В нём надо нарисовать вкусный торт (наша кондитерская делает самые вкусные торты). Логотип должен вызывать желание купить нашу продукцию и в то же время красиво смотреться на упаковке, визитке и сайте». Такое ТЗ можно смело выкидывать в мусорное ведро. Всё, что дизайнер может почерпнуть из него, так это то, что нужно разработать логотип для кондитерской. Всё.
Как создавался логотип для арт-группы Культурные практики
Процесс поиска идеи и разработка графики фирменного знака и логотипа для арт-группы Культурные практики.
Когда фирменный знак больше чем красивая картинка
Логотипы и фирменные знаки почти всегда существуют в виде краски из принтера нанесенной на разные поверхности и предметы. Но иногда фирменный знак выходит из 2d в 3d и начинает выполнять действительно полезные функции, про которые и не думал дизайнер.
Как оценить предложенный дизайнером логотип
Мы давно привыкли, что связаться можно с кем угодно, когда угодно и откуда угодно. Это замечательно! Мало того, с внедрением в нашу жизнь социальных сетей, появилась возможность узнать мнение сотен совершенно незнакомых людей. Достаточно просто создать опрос. Это хорошо конечно, но что для вас значат мнения совершенно незаинтересованных в вашем вопросе людей?
Логотип — это не бренд!
Постоянно сталкиваюсь с тем, что понятия «логотип» и «бренд» мы с клиентом понимаем по разному. Пора уже расставить все точки в этом вопросе. И так, кратко о том, что нужно новому бренду, чтобы начать грамотно выстраивать коммуникацию с потребителем. Основные тезисы.