Что такое ex libris

D

Помню, где-то вычитал такую шутку. «Графический дизайнер покупает книги только потому, что ему нравятся как они оформлены». В этом есть доля правды. Хотя так наверняка поступают не только дизайнеры, но все, кто любит книги. Да, приятно оформленная обложка — это тоже эстетика, даже если само содержание книги — не айс. Зато на полке красиво смотрится.

Заядлые библиофилы всегда ревностно относятся к своей личной библиотеке. Давая свою книгу кому-то почитать, скрепя сердцем, они обязательно предупреждают, чтобы не перегибать страницы, не слюнявить палец и не читать за едой. Наверное, именно у таких людей на первой странице книги из их личной библиотеки и можно увидеть интересный символ из инициалов или с фамилией владельца. Такой знак и называется — экслибрис. C латыни «ex libris» дословно переводится как «из книг» (в смысле, что данная книга одна из книг такого-то владельца, то есть из его библиотеки). Такой своего рода логотип владельца маркирует книгу указывая кому она принадлежит.

Самые интересные экслибрисы не просто состоят из фамилии и инициалов владельца, а еще содержат графический образ, который характеризует человека или что-то о нем рассказывает.

История появления экслибрисов

До появления книгопечатания копирование свитков и рукописных книг занимало очень много времени и кропотливого труда. Этим объясняется и трепетное отношение к ним тех состоятельных граждан, кто мог позволить себе заказать создание книги. Понятно и желание отметить эту драгоценную собственность своим именем. Известно, что еще в Древнем Египте некоторые папирусы помечались специальными символами, обозначающими принадлежность их владельцу. Эта традиция прослеживается и в средние века, и в эпоху Ренессанса. Только теперь владельцы книг заказывали нанесение своих знаков отдельным художникам. Например, Дюрер выполнял такие заказы. Поскольку в то время в ходу были фамильные гербы, то и экслибрисы мало чем отличались от гербовых гравюр.

Пример одного из самых старых русских книжных знаков – экслибрис игумена Досифея, который был найден в фолиантах Соловецкого монастыря. Он датируется 1493-1494 годами.

Начало книгопечатания в Европе Иоганном Гуттенбергом в XV веке должно было подстегнуть и использование экслибрисов. Ведь если раньше каждый экземпляр рукописной книги был по-своему уникален, то теперь один и тот же набор литер делал одинаковые оттиски и две напечатанные книги были очень похожи. Понятно, что владельцы собственных библиотек теперь наносили экслибрисы не только для того, чтобы обозначить свою собственность, но, и чтобы отличить именно свой экземпляр книги. Конечно, книг печаталось не так много, как сейчас, однако теперь заказать копию уже напечатанной книги мог любой состоятельный человек.

В XIX веке гербовые экслибрисы уступают сюжетным. Это связано с тем, что книги становятся доступны не только богатым и знатным сословиям, но и менее состоятельным. Последние не имели гербов. Это были представители разных профессий, что часто и находило отражение в книжном знаке.

XX век тоже способствует развитию использования экслибрисов. Коллекционеры собирают антикварные фолианты в уникальные личные библиотеки и маркируют экземпляры книг своим экслибрисом. Интересно, что антикварная книга с экслибрисом предыдущего известного владельца стоит значительно дороже чем без него.

Современные экслибрисы имеют много общего с коммерческими логотипами, но и отличаются от них. Экслибрис — это более аутентичный знак. Как правило, он обладает большей художественностью и сильнее привязан к личности владельца, вплоть до изображения его портрета. Если логотип продукта или компании стремится быть понятным общей массе потребителей, то экслибрис в большей степени отражает предпочтения заказчика.

Существуют целые студии, специализирующиеся на разработке профессиональных экслибрисов для своих клиентов. Одна из самых известных студия «Halisten» из Будапешта. Портфолио на Behance: https://www.behance.net/gallery/31492821/Ex-libris-collection

Еще несколько примеров интересных экслибрисов из сети в свободном доступе: