Ложка дизайна для бочки мёда
Году так в 2020 ко мне обратился предприниматель, который занимался пчеловодством и производством сортового мёда. Занимался он этим делом давно, техпроцесс был налажен, поставлял продукт отличного качества, да и продажи были. Но только в эконом сегменте. Мёд продавался в больших и малых пластиковых вёдрах с цветастой наклейкой на крышке.
У заказчика появилась возможность войти со своим действительно вкусным мёдом в сеть городских кондитерских-кафе, которые готовы были выставить мёд на своих витринах в небольшом объёме. Одна беда — внешний вид упаковки не соответствовал ни формату заведений, ни стоимости, за которую продукт собирались продавать. Получается, моему клиенту отказали в продаже продукции не из-за её качества, а из-за внешнего вида упаковки. Она просто не соответствовала новой цене. Было решено это исправить. Так и началось наше сотрудничество.
Концепт
Клиент привозит мне несколько стеклянных банок нужного объёма, но разной формы. Отказ от пластика в таре — естественный выбор в нашем случае. Мёд — это 100% натуральный продукт. Пластиковая банка не поддерживает этот выгодный с точки зрения маркетинга аспект. Стекло натурально, более прозрачно (важно видеть консистенцию мёда) и приятнее по ощущениям. Я делаю фотографии всех банок, обрабатываю и трачу время на подготовку мокапов. На выходе получаю несколько файлов для фотошопа со смарт-слоями, которые позволяют быстро примерять разный дизайн и встраивать его в фотографию банки с учётом её геометрии. Удобно.
Ищу форму и материалы этикеток, написания названия и его расположения, примеряю цвета. Название продукта быстро набрасываю от руки без проработки и выравнивания. Это пока не важно на данном этапе.
Определились с формой банки и концептом оформления. Выбрали концепцию № 1. Главным фактором, повлиявшим на выбор формы и материала этикетки, стала стоимость производства. Концепция № 2 предполагает вырубку, а значит дополнительные затраты времени и денег на производство вырубного ножа. То же самое и с концепцией № 3, здесь еще дополнительные затраты на то, чтобы напечатать и наклеить вручную контрольную отрывную полосу, хотя этот вариант выглядит стильно. Концепция № 4 предполагает печать белой краской на прозрачной самоклеящейся плёнке. Сложно качественно реализовать, сложно аккуратно без дефектов наклеить и, скорее всего, будет плохо читаться на светлых сортах мёда.
Концепция №1 предполагает использование недорогой крафтовой бумаги с печатью в 1 цвет. Вырубка не требуется, этикетки нарезаются простым полиграфическим ножом. Определились. Ушёл рисовать дизайн уже в конкретные размеры.
Разработка дизайна
По ощущениям внешний вид оформления должен быть крафтовым, ручным. Бумага, обвязка крышки джутовым шпагатом, бирка на нём — всё это должно придавать оформлению ручной, ремесленный подход. Сделал набросок логотипа продукта карандашом.
Рукописный «Мёд» и псевдо-старорусские буквы в слове «натуральный» для большей аутентичности. Сканирую рисунок, открываю в векторной программе и начинаю обрисовывать, корректируя формы. Не обязательно делать точно так же, как на рисунке. Важно чтобы логотип продукта был компактным и удобно вписывался в этикетку.
Придумываю цветочный паттерн для бумаги, которая накрывает крышку банки. На этот раз рисую стилусом на планшете-экране. Этот процесс легко записать на видео.
Паттерн тоже должен быть визуально шероховатым, ручным.
Когда он нарисован и переведён в векторный формат, начинаю собирать этикетку прямо на банке, чтобы сразу видеть всю упаковку целиком.
Пытаюсь убедить клиента рассмотреть цветной вариант этикетки. Для этого придётся использовать другую бумагу (возможно более дорогую) или самоклеящуюся плёнку. Показываю, что уместить информацию на этикетку можно. Её не так уж и много.
Клиент сомневается. Мало того, что нужно менять материал, уходить от крафтовой бумаги, так ещё и цветы не соответствуют сорту мёда. Например, гречишный сорт тоже с ромашками будет? Хм… Логика есть.
Круто, конечно, сделать рисунки реальных трав для каждого отдельного сорта мёда, но раздувать текущий проект таким объёмом работы клиент не хочет, да и универсальность пропадает. Центральная этикетка у нас предполагается общая на все сорта, а на крышке будет сменная информация по каждому сорту, так как её легко менять. Даже если ошибся, можно перевязать бумагу на крышке заново, а вот приклеенную этикетку уже не снимешь. Практично, ничего не скажешь. Эх…
В итоге получился такой вот очень практичный крафтовый и уникальный дизайн банки мёда.
Какое-то время клиент продавал такие банки в нескольких кондитерских-кафе и некоторых сетевых супермаркетах. А затем мы снова пересеклись с ним уже для разработки полноценного фирменно стиля и оформления всей его продуктовой линейки. Но это уже совсем другая история…
В заключении
Что я вынес из этого проекта:
- Малый бизнес часто не задумывается о важности дизайна своего продукта или разработки логотипа, пока в этом не появится практическая необходимость. Предприниматель непосредственно погружен в производство, закупки, контроль. До дизайна просто не доходят руки.
- Дизайн продукта всегда плотно связан с технологией производства. Даже, казалось бы, небольшое добавление «красоты» может сильно повлиять на стоимость изготовления упаковки, или усложнить контроль за переменной информацей на разных видах продукта, увеличить вероятность брака.
- Может быть, упаковка в данном проекте получилась и не такой, как мне бы хотелось, зато она на 100% рабочая, уникальная, доносит нужные эмоции и её производство умещается в выделенный бюджет.