16.03.2025
14

ТЗ-зависимость

ТЗ-зависимость

Техническое задание (далее просто ТЗ) — это краеугольный камень начала любой разработки. В дизайне тоже. Хорошее ТЗ сразу скажет дизайнеру в каком ключе надо работать. В этом смысле сотрудничать с крупным бизнесом одно удовольствие. У них есть деньги и на маркетинговое исследование, и на фокус-группы, и на то, чтобы провести опрос потенциальных клиентов. Короче говоря, дизайнеру падает на стол солидное такое ТЗ с графиками, анализом конкурентов и даже с примерной цветовой гаммой (за которую проголосовало большинство респондентов). Просто бери и работай, сверяйся с этим ТЗ и задавай вопросы конкретному маркетологу, который сидит на сотом этаже корпоративного офиса и прям ждёт твоего звонка. Всё просто — риски крупных компаний, связанные с дизайном, стоят дороже самого дизайна.

Но чаще бывает не так. Средний, а уж тем более, малый бизнес не готовы тратить средства на такие масштабные исследования. Здесь владельцы, как правило, доверяются собственной бизнес-интуиции и чувству прекрасного (а иногда и чувству прекрасного своей второй половинки, охранника, уборщицы или собаки). Ну нету денег, что поделать, а задачу надо как-то решать. Так вот вопрос — от чего отталкиваться, когда адекватного ТЗ на дизайн нет?

 

Как бывает

В моей практике самое лаконичное ТЗ на логотип звучало так: «Чтобы было за…сь!». Такое пожелание исходило от сурового клиента, который время от времени наведывался в наш офис. У него был чудовищный кавказский акцент и проблемы с законом. Происходило это на заре моей карьеры дизайнера, когда я работал в одном подвальном рекламном агентстве. Мы делали вывески для игровых клубов. Может помните все эти призывно мерцающие стробоскопами и неоном вывески заведений с игровыми автоматами в середине нулевых. Клиент приезжал на побитой девятке и невозмутимо расплачивался пачками потрепанных денег в чёрных пластиковых пакетах. То, что ночами проигрывали бедные игроманы в его клубах, шло на открытие новых точек, которым требовались новые вывески. Наше агентство существовало только за счёт нескольких таких клиентов. Поэтому, когда игровые клубы запретили, закрылось и рекламное агентство, а я отправился на вольные хлеба.
Понятное дело, что встать в позу или потребовать точнее сформулировать ТЗ я не мог. Заказчик был человеком, пережившим эпоху накопления первоначального капитала 90-х, а это, как известно, напрочь лишает способности творчески мыслить и формулировать свои идеи. Тогда нужны были совсем другие навыки.
Работу я всё-таки сдал. Владелец сети игровых клубов особо не погружался в эстетику дизайна и доверял нашей конторе. Важно было просто отличаться от воинственных конкурентов из другой диаспоры. Этот единственный значимый пункт я добавил к его первоначальному ТЗ и руководствовался исключительно им.

 

Что делать?

Итак, как же быть, когда внятного ТЗ нет? Обратиться к клиенту за конкретной постановкой задачи. Для этого можно мучать вопросами самого заказчика или бедную секретаршу, которой гендир поставил задачу разработать с дизайнером рекламу для его продукта. Этот вариант не так уж и плох на самом деле. Мучить надо. Возможно, что такой подход заставит клиента относится более вдумчиво к формулированию требований для решения задачи. Надоест игра в сломанный телефон, и он сам позвонит и ответит на основные вопросы.
А вот тезис «Ну вы же дизайнер, вы и придумывайте! А мы выберем» в голове заказчика должен быть однозначно разрушен. Это моё личное выстраданное мнение.
Можно доходчиво объяснить, что без нормального ТЗ работа затянется, так как не будет рамок, внутри которых следует искать дизайн-решения, а рисовать и придумывать можно до бесконечности. Само ТЗ должно быть в текстовой форме. Это работает лучше. Правда. Когда человек пишет или набирает текст, ему надо проговорить конкретные слова. Их надо сформулировать. Надо сформулировать саму идею, которую нужно уместить в предложение. Не все, но большинство людей делают это корректнее, когда пишут. Потом можно перечитать, исправить или дополнить. Лично моё мнение — задача всегда должны быть изложена в текстовой форме. Это закон. Голосовые, особенно раздробленные на отдельные записи или комментариями в мессенджерах с кучей картинок из интернета — это лажа. Нужно попросить клиента не торопиться, выделить время и просто описать задачу. Вечером, ночью, когда угодно. Все занятые, это понятно. Аргументы простые — «у меня пять проектов сейчас в работе. Я их делаю по очереди, выделяя пару часов в день на каждый. Возвращаясь к вашей задаче, мне нужно перечитать ТЗ, чтобы вспомнить и продолжить работу.»

 

Если внятного ТЗ нет?

Бывает ситуация, когда заказчик просто не понимает, что он хочет, хотя общую постановку задачи, которую надо решить привлечением дизайнера к работе, он сформулировать может. Тут надо включать весь свой опыт и помогать клиенту сформулировать ТЗ. Я иногда делаю это сам, но для сложных ситуаций у меня есть партнёр-маркетолог, который готов взять клиента за ручку и пройти с ним по каждому этапу его бизнес-проблемы. В итоге я получаю внятное ТЗ от маркетолога, а стоимость работы для клиента увеличивается в двое.

В любом случае, какое-то начальное ТЗ нужно обязательно. Проще всего выслать клиенту анкету с типовыми вопросами и получить хотя бы поверхностное описание задачи. Далее уже можно задавать вопросы. Я для этих целей на своём сайте собрал простенькую механику брифования для клиентов. Вещь полезная. При первом обращении клиента с вопросом «Сколько стоит килограмм дизайна» просто отправляешь ему ссылку и просишь заполнить несложную форму. Можно собрать брифы в ГуглФормс
(https://www.google.ru/forms/about). Кто-то заполняет, а кто-то просто пропадает. Такой своеобразный фильтр от умников желающих помониторить цены. Если лень ответить на вопросы в письменной форме, то работа с таким заказчиком обещает быть трудной.
Уже по первому запросу от клиента, поиску информации о его бизнесе в сети можно составить ТЗ самому. То есть, вы сами для себя формулируете задачу, которую надо решить. Отправляете такое описание клиенту и спрашиваете, правильно ли вы поняли задачу, над которой предстоит работать. Сразу можно поверхностно помониторить конкурентов и оценить рыночную ситуацию, в которой будет существовать бизнес-клиента с вашим логотипом. Ну, а чо? Надо же как-то зарабатывать деньги. Если не вы, то кто-то другой решит эту задачу и заработает. Так что желательно уметь формулировать задачу самому в контексте бизнеса клиента.

 

К чему это всё?

Короче, ТЗ на более или менее серьёзный дизайн-проект должно быть обязательно. Закон! Нельзя работать по звонку типа «Мне нужна реклама, сделай что ни будь». Утрирую конечно, но вы поняли. ТЗ — это серьезный документ на самом деле. На него всегда можно сослаться, с его требованиями всегда можно сравнить результат работы, его можно всегда оценить. Требуем от всех клиентов ТЗ и будет нам счастье. Аминь!

Понравилась статья?

Тогда, пожалуйста, нажмите на сердечко

О чём вам интересно читать?

Предложите тему и возможно я напишу по ней пост