11.01.2019
1810

Сколько стоит килограмм дизайна?

Сколько стоит килограмм дизайна?

Я попробовал разобраться в том, как дизайнеру определить цену за свою работу. Нет, в этом посту вы не найдете универсальных алгоритмов расчета стоимости дизайна. Здесь даны только общие подходы, а также их основные плюсы и минусы.

Цена за продукт

Если вдуматься, то заказчику не нужен дизайн сам по себе. Ему не нужна просто красивая картинка на экране, ему нужна красивая визитка, не нужен логотип, а нужна упаковка с логотипом. Одним словом, любой коммерческий дизайн в итоге должен воплотиться в физическом мире и стать частью какого-то продукта. А если в итоге заказчику нужен законченный материальный продукт с вашим дизайном, то оценивать нужно именно его.

Заказчик обычно не вдается в подробности, а спрашивает напрямую — сколько стоит сайт-визитка? Дизайнер представляет примерный объем работы по разработке дизайна типовой визитки, учитывает, что сайт будет просматриваться на разных устройствах (т.е. нужно адаптировать дизайн под типовые разрешения экранов). Он знает каким минимальным функционалом обладает такой сайт. Такая шаблонность позволяет сразу назвать цену за конкретный типовой проект. В ходе обсуждения стоимость может корректироваться, но заказчик в целом уже представляет уровень своих затрат.

Минусы
  • Такой подход предполагает типовые шаблонные решения дизайна, жестко привязанные к размерам, форме и материалу продукта. Например, дизайнер делает визитку, а не пытается найти новое решение передачи контактной информации одного человека другому. При таком подходе дизайн визитки — это всегда прямоугольный кусок картона с фамилией заказчика и его телефоном просто потому, что именно за такой продукт была указана цена. Цена за продукт не учитывает сложность разработки идеи дизайна, а значит не стимулирует дизайнера придумывать что-то новое.
Плюсы
  • Метод удобен для компаний-производителей, например, типографий.
  • Цена за продукт удобна для заказчика. Ознакомившись с прейскурантом, он получает представление о своих затратах на комплекс услуг дизайнера.
  • Дизайн-макет максимально адаптирован для производства, так как уже на этапе заказа точно известно каким способом и с использованием каких материалов будет произведен продукт.

 

Время-деньги

Время – деньги

Время – универсальный ресурс. Он един для любой деятельности. Осталось определить только его стоимость. Опытный дизайнер примерно знает сколько у него уходит времени на выполнение типового проекта и сколько стоит час его рабочего времени.

Минусы
  • Все цифры примерные. Всегда есть риск нарваться на мутного клиента, который сам не понимает, что его не устраивает в предложенном варианте дизайна. Неконкретные придирки увеличивают время разработки, и дизайнеру будет весьма сложно доказать, что за потраченное время нужно заплатить дополнительно. Клиента тоже можно понять – почему он должен платить за результат, который его не устраивает.
  • Узнать сколько примерно по времени занимает тот или иной проект можно только тогда, когда уже выполнялись похожие проекты. Соответственно, такой метод больше подходит опытным дизайнерам.
Плюсы
  • Легко быстро прикинуть стоимость работы. Зная соотношение деньги / час, можно определить стоимость любого проекта от логотипа до интернет-магазина.

 

Мониторинг цен

Мониторинг цен

Не нужно мучиться и думать сколько должен стоить час работы или типовой макет. За вас это сделали другие. Можно, например, узнать среднюю стоимость разработки логотипа в конкретном городе, обзвонив местные дизайн-студии и агентства, а потом скорректировать свою цену.

Минусы
  • Вряд ли в дизайн-студиях или рекламных агентствах вам назовут цену по телефону. Скорее всего нужно будет предоставить конкретное ТЗ или встречаться с менеджером. Это может занять порядочно времени.
  • Если вы часто будете обращаться в одни и те же студии или к одним и тем же дизайнерам с просьбой сообщить цену за ту или иную работу, то станет ясно, что вы просто мониторите цены. Это сформирует негативное отношение к вам местного дизайн-сообщества.
Плюсы
  • Мониторинг позволяет получить самую правдивую стоимость услуг и оценить ситуацию на рынке.

 

Здесь и сейчас

Здесь и сейчас

Цена за конкретный проект определяется на момент поступления заказа, в зависимости от текущей загруженности дизайнера, сроков сдачи, бизнеса заказчика, города или страны. Здесь нет чётких правил, но и не бывает одинаковых заказчиков.

Загруженность дизайнера работой одна из решающих характеристик. Если уже работаешь над тремя-четырьмя проектами и поступает заказ на еще один, то на его выполнение потребуется больше умственных, временных, да и просто физических сил. Тогда почему эта работа должна стоить так же, как и в той ситуации, когда у дизайнера нет других заказов? Сложно сказать, как оценить все нюансы и параметры заказа здесь и сейчас. Это исполнитель решает сам.

Минусы
  • Сложно учесть и оценить все параметры заказа и контекста.
Плюсы
  • Позволяет сформировать наиболее актуальную стоимость ваших трудозатрат на текущий момент.

 

Коэффициент прокачки

Коэффициент прокачки

Это не то чтобы метод определения цены за работу, а способ учитывать личный опыт и навыки при определении цены. Можно придумать для себя такой коэффициент, на который будет умножаться стоимость работы за стандартный проект. Коэффициент — это произвольное число, которое в процессе выполнения разных проектов и прокачки своих профессиональных навыков со временем увеличивается. Прокачиваясь, дизайнер тратит деньги и личное время, а коэффициент позволяет компенсировать эти затраты. Опять же, никаких четких правил для управления ростом коэффициента не существует. Все работает на уровне собственных ощущений дизайнера.

Минусы
  • Коэффициент прокачки требует от дизайнера оценить свои скилы, но нет никакого универсального алгоритма, позволяющего сделать это.
Плюсы
  • Позволяет дизайнеру обосновать самому себе, что его затраты времени и денег на обучение в итоге окупаются возрастающей стоимостью его работ.
  • Коэффициент прокачки можно применять к любому описанному выше методу как дополнительный параметр, влияющий на стоимость работы.

 

Минимальная цена

Минимальная цена

Это просто. Нужно определить минимальную цену, от которой вы готовы хотя бы оторваться от просмотра сериала и чуть-чуть поработать. Задайте себе вопрос готовы ли вы сделать дизайн-макет визитки за 100 рэ. А за 300? А за 500? Таким способом найдите минимально комфортную цену за самую простую на ваш взгляд работу. Это и будет нижняя ценовая планка, а стоимость любой работы всегда будет больше этого значения. Скорее всего с увеличением количества заказов и профессиональным ростом минимальная цена будет только расти. Нет смысла размениваться на мелочи, когда интересные и дорогие заказы падают с завидной регулярностью.

Полезно определить и минимальный период времени за который может быть выполнена простейшая работа. Скажем так: дизайнер готов сделать макет визитки от 2000 рэ, и первые эскизы будут предоставлены не ранее двух дней после внесения предоплаты. Ключевые слова здесь «от» и «не ранее». Выдавать такую формулировку полезно тогда, когда заказчик хочет узнать цену без конкретного ТЗ. В общем-то какой вопрос, такой и ответ.

Минусы
  • Следует убедиться, что заказчик осознал, что названые цена и сроки — это нижняя планка и реальные значения, после выяснения всех нюансов заказа, могут сильно отличаться.
  • Изменение стоимости работы в большую сторону воспринимаются заказчиком негативно.
Плюсы
  • Минимальные значения цены и сроков отсекают тех заказчиков, которые рассчитывали потратить на такую работу меньше средств и времени.
  • У заказчика появляется примерный ориентир по цене и срокам. Возникает ощущение чего-то конкретного.

 

 Нематериальная ценность

Нематериальная ценность

Следует учитывать и нематериальную ценность заказа. Чего уж скрывать, иногда бывают действительно интересные и даже захватывающие проекты, за которые так и хочется взяться сразу. Когда перед дизайнером грамотно ставится интересная задача, решив которую можно получить значительный опыт и пополнить портфолио крутым кейсом, не грех и скинуть цену за свою работу. В этом случае главное почувствовать, что проект обещает быть действительно интересным, что есть силы прыгнуть выше головы и вырасти в своих собственных глазах. Кто-то скажет, что такие проекты бывают крайне редко, но на самом деле все зависит от умения дизайнера переключиться в это творческое состояние и увидеть в любом проекте новые возможности для реализации своих навыков.

Минусы
  • Велика вероятность, скинув цену на интересный заказ в итоге разочароваться в проекте.
Плюсы
  • Возможность получить от проекта кроме денег еще и творческое удовлетворение
  • Возможность после завершения проекта создать крутой кейс для портфолио, который скорее всего понравится клиентам и в будущем принесет новые заказы.

 

Ну и?

Определять стоимость можно по-разному, всегда учитывая особенности заказчика и внимательно читая ТЗ. А вот чего точно делать не стоит, так это браться за работу до того, как вам станет абсолютно ясно какую задачу вы должны решить. Только тогда, когда не останется ни одного вопроса касательно нового проекта можно прикидывать и стоимость работы. 

Понравилась статья?

Тогда, пожалуйста, нажмите на сердечко

О чём вам интересно читать?

Предложите тему и возможно я напишу по ней пост