16.03.2025
23

Между гвоздём и Джокондой

Между гвоздём и Джокондой

«- Какая, например, польза от этой картины на стене?
— От этой картины на стене очень большая польза! Она дырку на обоях загораживает!»
Мультфильм «Простоквашино»

 

Когда-то, работая в агентстве по производству наружной рекламы, я уяснил для себя одну простую вещь — дизайн это не про красоту. Точнее сказать, не только про неё. Разрабатывая вывеску, нужно держать в голове кучу технических ограничений. Например, в то время мы использовали не светодиоды, а громоздкие люминесцентные лампы. Невозможно было уместить их в небольшие буквы. Только в световые короба. Для букв использовалась неоновая стеклянная трубка, которую стеклодув-кудесник грел на специальной газовой горелке (параллельно дуя в нее через шланг чтобы она не слиплась внутри) и изгибал по форме буквы. Смотреть на эту магию можно было вечно! И эта трубка тоже должна была умещаться в размеры того макета, который я нарисовал. Дизайнеры сидели в одной комнате, а производственный цех находился за стенкой. Можно было нарисовать на компе дизайн вывески и потом просто ходить, и смотреть как эту вывеску изготавливают. Совершенно незабываемое впечатление, надо сказать.

Мой дизайн, нарисованный на экране компьютера, воплощался в соседнем помещении, и его рождение в этом бренном мире не всегда проходило гладко. Я научился легко отказываться от той красоты, которую задумывал во время разработки дизайна в пользу производственно-технических требований. Клиенту нужна была вывеска, а не картинка на экране. Эстетика и утилитарность соединялись во едино в реальном продукте и страдала в первую очередь эстетика если этого требовало производство. Иначе просто нельзя было изготовить то, что я там нарисовал. Да, жизнь сурова…

Постепенно в моей голове созрела одна, чисто умозрительная концепция. Рассказываю. Я представляю себе такую шкалу, где на одном конце расположен новенький блестящий гвоздь, а на другом конце картина великого Леонардо Да Винчи — Джоконда.

Гвоздь в шикарной серебряной раме

Почему гвоздь?

Гвоздь тоже когда-то кто-то придумал. Раньше их ковали. Они не имели круглого сечения, были кривоватыми и не слишком гладкими. Но постепенно, в процессе технического прогресса, приобрели современную форму. Что может быть, проще гвоздя? Его дизайн подчинен только одной функции. Форма, острое окончание, шляпка, материал из которого он сделан, гладкость поверхности. Гвоздь — это результат работы не дизайнер, а инженера. Но, при этом, можно сказать, что дизайн гвоздя абсолютно утилитарен. В нём нет ничего, что было бы чисто эстетическим украшением и это прекрасно! Блин, я восхищаюсь дизайном гвоздя! Вся его простота — это отличный пример решения поставленной задачи! Чувствуете красоту и силу утилитарного дизайна? Когда предмет легко и просто решает свою задачу. Кажется, что так и должно быть. Утилитарный дизайн незаметен. Можно сделать гвоздь из золота, но пострадает прочность и он согнётся после первого удара молотком. Или покрыть его узором, но тогда пострадает гладкая поверхность и он будет хуже забиваться.

Картина Джоконда в Лувре

Почему Джоконда?

На самом деле здесь может быть любое произведение искусства. Картина Леонарда самая известная, общепризнанный шедевр и все ей восхищаются. Картина — это работа не дизайнера, не инженера, а художника. Её функция только одна — эстетическая. Она абсолютно противоположна утилитарному гвоздю. Но и гвоздь и картина прекрасны по-своему!

Шкала между гвоздем и картиной

Между гвоздём и Джокондой

На шкале между гвоздём и Джокондой есть ползунок, который определяет отношение эстетики к утилитарности. Когда ползунок расположен в центре шкалы это — дизайн. Когда он смещён в сторону картины — это искусство. Когда в сторону гвоздя — это инженерия. Но чётких границ, понятное дело, не существует. Всё условно.

Сместите немного ползунок с Джоконды в сторону гвоздя и у художественной составляющей появится практическая утилитарная цель. Картина повешенная на стену не только доставляет эстетическое наслаждение, но и дырку на обоях закрывает.

Сместите немного ползунок с гвоздя в сторону картины, и он превратиться в элемент искусства. Сережка-гвоздик в ухе не только должен быть гладким, прочным, но и красивым.

Представляя себе каким, должен быть дизайн, решающий ту или иную задачу, я мысленно двигаю ползунок по шкале. Иногда нужен простой и более утилитарный дизайн (логотип надо наносить на автомобили, продавливать в коже, выжигать в дереве), иногда более художественный (логотип будет размещен на сайте или воспроизводиться только цветной печатью).

Самое сложное — попасть в центр. Найти идеальный баланс между художественностью (эмоциональностью) и утилитарностью (функциональностью). Именно здесь лежат решения для самых крутых логотипов! 50% дизайна от гвоздя и 50% от Джоконды!

Понравилась статья?

Тогда, пожалуйста, нажмите на сердечко

О чём вам интересно читать?

Предложите тему и возможно я напишу по ней пост