18 марта 2017, 05:00

Подача идеи заказчику. Скетч или презентация?


Подача идеи заказчику. Скетч или презентация?

Недавно ко мне обратился клиент с заказом на разработку логотипа для своего бизнеса. Как выяснилось, он уже обращался к другому дизайнеру, но что-то не срослось. Заказчику не понравилось, хотя подача была сделана в виде отдельных PDF-презентаций. Вот таких разных презентаций у него накопилось порядка 6–7 штук. Красивые, с титульными листами, небольшим описанием идеи, яркими фотографиями и наглядными визуализациями нанесения логотипа на разные поверхности. И всё бы хорошо, только клиенту не понравились сами идеи логотипов, предложенные дизайнером.

Передо мной даже поставили конкретное требование ­– сначала сделать много быстрых набросков от руки, чтобы найти идею, а потом уже её доработать. Сделать наброски написания названия компании порядка 10 штук у меня заняло часа полтора. Выглядело это конечно не слишком красиво. Где-то карандашные линии обводились маркером, где-то стирались несколько раз. Зато уже через полтора часа у меня было готово десять отправных точек, которые можно обсуждать. Можно было выбрать любую и копать в нужном направлении. Так дня за четыре был утвержден окончательный вариант уникального написания названия компании, и даже обрисован в векторе.

Тогда я и подумал, что делать красивые презентации первых своих идей – это только трата времени клиента и своих сил. Особенно для фрилансера, когда он один тянет 3–4 проекта. Выдавать великолепные презентации через несколько дней после первого знакомства с заданием – это подход крупных студий, где работают несколько дизайнеров, есть менеджер и арт-директор. В день презентации все они выстраиваются перед клиентом и устраивают целое представление с демонстрацией разработанных идей. Даже если клиенту не понравится, можно сменить дизайнера и сверстать новую презентацию. Поэтому крупные студии требуют гораздо больше времени и денег на разработку, подчёркивая тем самым свою серьёзность и профессионализм.

В данном же случае какой-то вольный дизайнер, каждый раз получая отказ клиента, снова искал идею (видимо уделяя этому меньше времени, чем требуется), снова верстал презентацию, готовил визуализации.

Вообще-то я не против красивых картинок. Есть идеи, которые по-другому и не раскроешь. Просто после первого отказа клиента нужно понять, что красивой обёрткой его не уговорить принять сомнительную идею. Значит нужно перебирать варианты, а делать это лучше быстро создавая наброски от руки. Естественно, нужно предупредить клиента, что в ближайшие дни вы будите показывать ему именно скетчи. В этом есть еще один плюс. Такой подход демонстрирует, что вы умеете работать руками, а не создавать всё только на компьютере. Ручной труд ценится больше.

Фишка в том, что дизайнер обычно всё равно делает такие наброски, когда продумывает идеи (по крайней мере я это делаю). Принято считать, что такие грубые зарисовки нельзя показывать клиенту. Я же считаю наоборот. Наброски нужно показывать. Чем раньше дизайнер с заказчиком утвердят общий вектор разработки, тем быстрее будет сдан проект, а это выгодно всем. А уж если хочется «добить» клиента крутой презентацией, делать это лучше, когда утвержден предварительный вариант скетча.